Ixzi.ru

Ритм галопа и ритм перепела при аускультации сердца

Патологические ритмы

Ритм галопа – трёхчленный сердечный ритм, возникновение которого

обусловлено усилением не слышимых в норме физиологических тонов над

сердцем и отходящими от него сосудами. Таким образом, в течение каждо-

го сердечного цикла, кроме обычных двух тонов, выслушивается дополни-

тельный тон – экстратон, причём это самостоятельный тон, а не расщеп-

ление или раздвоение 1 или 2 тонов. Термин ” ритм галопа ” ( bruit de

galop ) впервые применил Ж. Буйо в 1847 году.

При аускультации определяются три отдельных тона, которые ухом

воспринимаются как одинаковые по интенсивности и продолжительности

звука через одинаковые промежутки времени. Своё название этот ритм по-

лучил в связи с тем, что напоминает звук, возникающий при ударе о мос-

товую копыт лошади, скачущей галопом. Сердечный ритм галопа проявляет-

ся наиболее отчётливо при определённой частоте сердечных сокращений в

пределах 95-120 в минуту.

Ритм галопа подразделяют на предсердный ( пресистолический ), же

лудочковый (протодиастолический) и совмещённый. В 1903 году В.П. Об-

разцов писал, что это ” крик миокарда о помощи “. Нельзя не согласить-

ся с высказыванием В.Х. Василенко (1975): ” Нетрудно представить опас-

ное положение больного, если врач не умеет услышать этот крик “.

Считают, что при потере или значительном снижении тонуса сердеч-

ной мышцы возникает аномальная вибрация стенки желудочка и предсерд-

но-желудочкового клапана во время его быстрого наполнения кровью. Ритм

галопа является показателем органического поражения мышцы сердца и оп-

ределяется при тяжёлых воспалительных процессах (миокардитах), при

инфаркте миокарда, кардиосклерозе, пороках сердца, гипертонической бо-

лезни. Ритм лучше выслушивается на верхушке сердца и в 5 точке в поло-

жении на левом боку и во время выдоха. Иногда его можно определить

пальпаторно. Наиболее неблагоприятным является возникновение протоди-

астолического ритма галопа. Если лечение, направленное на ликвидацию

сердечно-сосудистой недостаточности, является эффективным, то ритм га-

лопа может исчезнуть.

Эмбриокардия– это ритм, характеризующийся одинаковыми по продол-

жительности систолической (между 1 и 2 тоном) и диастолической

(между 2 и 1 тоном) паузами между одинаковыми по силе тонами сердца

при учащении сердечного ритма. Этот ритм напоминает внутриутробный

ритм сердца плода. У взрослых эмбриокардия имеет место при тяжёлых

острых инфекционных заболеваниях. Впервые это аускультативное явление

было описано Стоксом в 19 веке как грозный признак тяжёлой недостаточ-

ности кровообращения. Эта разновидность ритма отмечается при пароксиз-

мальной тахикардии, остром инфаркте миокарда, диффузном миокардите,

высокой температуре, выраженной недостаточности кровообращения.

Маятникообразный ритм – это уравнение по продолжительности малой

и большой паузы, уравнение силы 1 и 2 тонов, но при замедленной или

нормальной частоте сердечных сокращений.

Ритм перепела (bruit de rappel) – трёхчленный ритм, который

включает хлопающий 1 тон, 2 тон и идущий через интервал щелчок откры-

тия митрального клапана. Типичен для стеноза левого атриовентрикуляр-

ного отверстия. Одновременно выслушивается диастолический шум, а паль-

паторно – ” кошачье мурлыкание “.

Каниклокардия – кроличий ритм, который описал Мюллер в 1911 году.

Данное аускультативное явление имеет большое сходство с ритмом сердца

кролика, у которого всегда выслушивается лишь систолический тон при

большой частоте сердечных сокращений. Выявляется у больных пневмонией,

дифтерией, перитонитом, а также при большой кровопотере, коме, терми-

нальных состояниях, протекающих с резким падением артериального давле-

ния. Кроличий ритм возникает в результате резкого снижения сосудистого

тонуса, системного давления и массы циркулирующей крови, при этом ис-

чезает диастолический тон.

АЛГОРИТМ РАСПОЗНАВАНИЯ ТОНОВ

Аускультативная оценка регулярности сердечного ритма

(Ритм правильный, неправильный)

Подсчёт частоты сердечных сокращений

(Норма, тахикардия, брадикардия, тахиаритмия, брадиаритмия)

Идентификация основных тонов (1 и 2 тоны) на основании

громкости, высоты, продолжительности, их соотношения

с верхушечным толчком и пульсом на сонных артериях

( Их усиление, ослабление, приглушение)

Определение наличия дополнительных тонов

Оценка 1 тона (верхушка сердца) – Расщепление, раздвоение

Обычной громкости и высоты (фиксированное,

Усиленный (хлопающий, пушечный) нефиксированное)

Оценка 2 тона (основание сердца) – Расщепление, раздвоение

Акцент на аорте (фиксированное,

Акцент на лёгочной артерии нефиксированное)

Ослабление на аорте, лёгочной артерии

Идентификация дополнительных тонов

1. В диастоле: 3 тон (физиологический, патологический)

4 тон (физиологический, патологический)

Щелчок открытия митрального клапана

Щелчок открытия трёхстворчатого клапана

2. В систоле: Тон растяжения аорты (первая половина систолы)

Тон растяжения лёгочной артерии

Поздний систолический щелчок (2 половина систолы)

Идентификация патологических ритмов

Трёхчленные: Ритм галопа (протодиастолический, пресистолический,

Оценка связи тонов с шумами (при их наличии)

Тон (тоны) сливаются с шумом

Отделены от шума

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10239 – | 7935 – или читать все.

Ритм галопа и ритм перепела

Если мы выслушиваем 3 или 4-ый тон следует говорить:

– о ритме перепела или

Ритм перепела характерен для митрального стеноза. При этом наблюдается усиленный (хлопающий) 1 тон, а после 2 тона появляется 3 тон (симптом Потена) или тон открытия митрального клапана. Трехчленный ритм при митральном стенозе называется симптомом Боткина. В норме створки AV-клапанов открываются беззвучно, однако при склеротических сращениях створок их колебания в начале диастолы приводят к появлению 3 тона.

Диастола.

Ритм галопа связан с появлением 3 или 4-ого тонов сердца. Появление 3 и 4 тонов объясняются колебанием стенок желудочков сердца при заполнении их кровью из предсердий и обусловлен сильным гидравлическим ударом крови из предсердий по миокарду желудочков, который не способны аммортизировать его и начинают колебаться, дополнительный тон. При этом 3 тон связан с колебанием патологически измененной мышечной стенки желудочка в начале диастолы в фазу его быстрого наполнения, а 4 (пресистолический тон) – с их колебанием в фазу быстрого сокращения предсердий, растяжением и с ударом порции крови из предсердий о верхний фронт крови в желудочке. Появление ритма галопа возможно:

– у детей вследствие слабого развития мышечной стенки желудочков (такой галоп является физиологическим);

– у взрослых при тяжелой патологии сердца с критической сердечной недостаточностью (при инфаркте миокарда, при декомпенсированных пороках сердца, кардиомиопатиях и др.). Не случайно, по словам Образцова, галоп – это «крик сердца о помощи».

Систола Диастола Систола Диастола

Различают следующие формы ритма галопа:

– Совмещенный (3 и 4 тоны наслаиваются друг на друга).

Некоторые авторы отрицают возможность появления протодиастолического ритма галопа, так как в протодиастолу створки аортального и митрального клапанов еще закрыты, поэтому поступление крови в желудочки невозможно.

В механизме совмещенного ритма галопа играют следующие причины:

– тяжелые изменения в миокарде желудочков, при которых создаются условия для появления 3 и 4 тонов;

– удаление атриовентрикулярной проводимости;

– тахикардия и укорочение периода диастолы.

Щелчки.

Кроме тонов сердца иногда выслушиваются щелчки. Щелчок – это высокий звук небольшой интенсивности.

Классификация щелчков:

– систолические щелчки (при пролапсе митрального клапана и сращениях перикарда),

– диастолические щелчки (при сращениях перикарда).

Отнесение систолического экстра тона при перикардиальных сращениях (симптом Галавердена) к щелчкам признается не всеми. Некоторые авторы относят к щелчкам 3 тон при митральном стенозе (тон открытия митрального отверстия).

Характеристика щелчков:

2) Высокая тональность;

4) Лучше выслушиваются фонендоскопом.

Щелчки при ПМК лучше выслушиваются на верхушке сердца, обычно возникают в середине или в конце систолы.

Внутрисердечные шумы.

Шумы сердца – это относительно продолжительные звуковые феномены, выслушивающиеся между тонов сердца, обладающие другими звуковыми характеристиками и имеющие отличный от сердечных тонов механизм образования, связанный с турбулетным (вихревым) током крови.

Читать еще:  Сердечная недостаточность у пожилых людей

Классификация шумов.

1) Интракардиальные и экстракардиальные (шумы, связанные со стенозом или расширением сосудов (стеноз устья аорты и аневризма аорты) шум трения перикарда и плевроперикардиальный шум).

2) Функциональные и органические.

3) Систолические и диастолические (протодиастолические, мезодиастолические, пресистолические, голодиастолические=пандиастолические).

4) Шумы регургитации (при недостаточности клапана) и шумы изгнания (при стенозах).

5) По громкости: громкие и тихие;

6) По продолжительности: короткие и продолжительные;

7) По форме: нарастающие, убывающие, нарастающе-убывающие.

8) По тембру: мягкие, дующие, скрежущие (шум трения перикарда), рокочущие, с металлическим оттенком, «шум мельничного колеса» (систоло-диастолический шум при открытом боталловом протоке), «машинный».

Интракардиальные и экстракардиальные. Функциональные и органические. Систолические и диастолические (протодиастолические, мезодиастолические, пресистолические).
Шумы регургитации и шумы изгнания. Шумы сердца Громкие и тихие.
Короткие и продолжительные. Нарастающие, убывающие и ромбовидные. Грубые, резкие, скрежущие или дующие, мягкие, музыкальные.

Механизм образования шумов сердца можно представить на примере механизма образования шума внутри водопроводной трубы. Можно выделить 3 основных причины появления шума:

– Сужение (стеноз) или расширение просвета сосуда, приводящее к появлению вихревых токов жидкости (при недостаточности клапана (регургитация крови через полуоткрытые створки клапана), стенозах клапанного отверстия или крупного сосуда (кровь идет через суженное отверстие), расширении полостей сердца, дефектах межжелудочковой и межпредсердной перегородок и др.).

– Изменение скорости движения жидкости (при тахикардии).

– При изменении вязкости крови (например, при анемии).

Оценивая шум сердца, следует учитывать:

– Отношенение шума к фазам сердечной деятельности (систолический или диастолический);

– Область максимального выслушивания (эпицентр шума);

– В каком положении выслушивается шум, в каком положении усиливается, а в каком ослабевает и исчезает;

– Куда проводится шум (в подмышечную область при митральных пороках, на сосуды шеи при патологии аортального клапана);

– Звуковые характеристики шума: тембр, громкость.

ГАЛОПА РИТМ

ГАЛОПА РИТМ — трехчленный (редко четырехчленный) сердечный ритм, возникновение к-рого обусловлено усилением не слышимых в норме (но регистрируемых фонокардиографически) физиол, тонов над сердцем и отходящими от него сосудами. По акустическим признакам напоминает топот галопирующей лошади. В течение каждого сердечного цикла выслушивается, кроме обычных двух тонов, дополнительный тон (или два дополнительных тона). Г. р. следует отличать от расщепления или раздвоения первого и второго тонов сердца. Дополнительный тон при Г. р. аускультативно воспринимается как самостоятельный, а не как компонент раздвоенного первого или второго тона сердца.

Термин «галопа ритм» (bruit de galop) впервые применен Ж. Буйо в 1847 г., классическое описание и клин, оценка даны П. К. Э. Поте ном в 1875 г., затем его изучали Л. Траубе, В. П. Образцов, Н. Д. Стражеско, М. М. Губергриц и др. Фонокардиографическую картину описали Л. И. Фогельсон, Вольферт и Марголис (Ch. Wolferth, A. Margolies), Дюшозаль (P. Duchosal), Луисада (A. Luisada) и др. В конце 19 и в начале 20 в. клиницисты относили к Г. р. не все многочисленные ритмы, а лишь те из них, к-рые сочетаются с тахикардией. Более того, Юшар (H. Huchard) считал, что тахикардии в сочетании со слабостью миокарда принадлежит главная роль в возникновении Г. р. По мнению Юшара, о Г. р. можно говорить лишь в тех случаях, когда дополнительный тон, не прослушивавшийся при нормальной частоте сердечных сокращений, становится слышимым с развитием тахикардии. Ряд клиницистов также выделяет Г. р. как особый вид трехчленного ритма, развивающийся при недостаточности миокарда. Однако другие [А. Л. Мясников, Г. И. Кассирский, Фридберг (С. К. Friedberg)] называют все выявляемые аускультативно многочленные ритмы, независимо от частоты сердечных сокращений, ритмом галопа.

Г. р. обнаруживается при аускультации сердца, иногда при пальпации сердечной области и имеет определенные фонокардиографические признаки (см. ниже). Для аускультативного выявления Г. р. необходима тренировка слуха. Лучше всего Г. р. слышен при непосредственной аускультации сердца по В. П. Образцову (см. Сердце, методы исследования). При аускультации стетоскопом и фонендоскопом, как и при пальпации, выявляется лишь резко выраженный Г. р. Легче обнаружить Г. р. в положении больного на левом боку, после движений. Добавочный тон обычно глухой, иногда едва различимый при тщательной непосредственной аускультации как акустический или лишь осязательный феномен (незначительное сотрясение прекордиальной области). Наиболее часто Г. р. выслушивается в области верхушки сердца, в пятой точке (чаще при слабости левого желудочка) и у мечевидного отростка (при слабости правого желудочка).

Различают два типа Г. р.: диастолический и систолический. Признаком недостаточности миокарда является Г. р. диастолического типа. В зависимости от нахождения дополнительного тона в начале, середине или конце диастолы выделяют прото-, мезодиастолический и пресистолический Г. р. Протодиастолический Г. р. называют также желудочковым, пресистолический — предсердным. Однако возникновение дополнительного тона при пресистолическом Г. р. связано с изменениями не столько в предсердиях, сколько в желудочках, поэтому его правильнее называть предсердно-желудочковым. Мезодиастолический Г. р. может быть желудочковым и предсердно-желудочковым.

Со времен П. К. Э. Потена существуют две теории происхождения протодиастолического Г. р. Согласно первой теории, дополнительный тон возникает при значительном снижении тонуса миокарда, вследствие чего пассивное наполнение желудочков в протодиастоле сопровождается быстрым растяжением их стенок, проявляющимся пальпаторным и звуковым феноменами. Согласно второй теории, добавочный тон обусловлен вибрацией створок предсердно-желудочковых клапанов в период наполнения желудочков. Большее распространение имеет первая теория, получившая подтверждение при одновременной регистрации ФКГ, флебограммы, ЭКГ, электрокимограммы, изменений давления в полостях сердца и др. Дополнительный тон при желудочковом Г. р. рассматривается как усиленный физиол, третий тон, часто выслушиваемый у детей и подростков. На ФКГ третий тон считается патологическим, если он регистрируется у лиц старше 40 лет, имеет амплитуду более 2/3 амплитуды первого тона и частоту выше 30 гц. При значительном ослаблении миокарда экстратон может быть обнаружен не только на низко- и среднечастотном регистрах, но и на высокочастотном. Продолжительность его 0,04—0,1 сек., а интервал, отделяющий от второго тона, 0,12—0,18 сек.

Пресистолический Г. р. также связан с понижением тонуса миокарда и желудочков, вибрацией их стенок, но только в период активного наполнения (систола предсердий). В связи с этим в формировании пресистолического Г. р. имеют значение и звуковые колебания, возникающие при сокращении предсердий, т. е. физиол. четвертый тон сердца. Участие предсердного компонента увеличивается при гипертрофии предсердий и удлинении атрио-вентрикулярной проводимости. На ФКГ четвертый тон расценивается как патологический, если имеется хотя бы один из следующих признаков: пожилой возраст больного, сохранение экстра-тона при вертикальном положении тела, частота выше 70 гц. Значительное ослабление тонуса мышцы сердца сопровождается повышением частоты четвертого тона. Продолжительность его 0,05—0,12 сек., интервал, отделяющий от вершины зубца P на ЭКГ,— 0,07—0,18 сек. В нек-рых случаях ни данные аускультации, ни данные фонокардиографии не позволяют отнести Г. р. к протодиастолической или пресистолической форме. Возможно, в этих случаях патологически усиленный третий тон сердца сливается на фоне тахикардии с четвертым тоном. Подобную форму Г. р. ряд авторов называет мезодиастолической.

Систолический Г. р. не связан с недостаточностью миокарда. Дополнительный тон возникает в начале систолы вследствие растяжения патологически измененных крупных сосудов: аорты при ее атеросклерозе, расширении, стенозе перешейка и легочного ствола при его расширении, гипертензии малого круга, синдроме Эйзенменгера (см. Атеросклероз, Гипертензия малого круга кровообращения., Коарктация аорты). Дополнительный аортальный тон лучше выслушивается во II межреберье справа от края грудины и хорошо проводится к верхушке, дополнительный тон легочной артерии — во II межреберье слева от края грудины. На ФКГ хорошо регистрируется на среднечастотном первом, втором и высокочастотном диапазонах. От начала первого тона отстоит на 0,09—0,1 сек.

Читать еще:  При варикозе пейте настойку конского каштана — всегда поможет

Не все клиницисты согласны с тем, что «систолический тон изгнания» следует относить к Г. р., хотя П. Потен выделял систолический ритм галопа. С мнением П. Потена согласны А. Л. Мясников, М. В. Черноруцкий и др.

Диастолический Г. р.— важный признак слабости миокарда желудочков — «крик сердца о помощи» (В. П. Образцов). Наиболее часто выявляется при инфаркте миокарда (см.), аневризме сердца (см.), диффузных миокардитах (см.), нефритах, гипертонической болезни (см.), а также при декомпенсированных приобретенных и врожденных пороках сердца (см. Пороки сердца врожденные, Пороки сердца приобретенные), легочном сердце (см.), миокардиосклерозах (см. Кардиосклероз). Может наблюдаться при гипертиреозе (см. Тиреотоксикоз), анемиях (см.). При аневризме сердца дополнительный тон иногда бывает громким. Появление Г. р. у больного стенокардией часто является признаком развития инфаркта миокарда.

Г. р., особенно протодиастолический, имеет серьезное прогностическое значение. Его появление особенно неблагоприятно при острых заболеваниях (острый нефрит, инфаркт миокарда, миокардит). С выздоровлением Г. р. исчезает.

Г. р. необходимо дифференцировать с раздвоением первого и второго тонов, с тоном открытия клапана при митральном и трикуспидальном стенозах (более громкие тоны, примыкающие к первому или второму тону), с бисистолией (двойным сокращением желудочков), раздвоением первого тона, с протодиастолическим экстратоном — перикард-тоном — коротким щелчком, наблюдающимся при сращении перикарда. Перикард-тон может выслушиваться и в систоле. В отличие от систолического Г. р., он ближе ко второму тону или находится в мезосистоле. Имитирует Г. р. бигеминия с гемодинамически неэффективными экстрасистолами (два тона нормального сокращения сердца, один тон экстрасистолы, не раскрывающей клапаны аорты и легочной артерии). Дополнительный тон в этом случае громкий. За дополнительный тон могут быть приняты нечетко выслушиваемые пресистолический шум при митральном стенозе, шум Флинта, шум трения перикарда. В затруднительных случаях уточняет диагноз проведение инструментальных методов исследования — электрокардиографии (см.), фонокардиографии (см.) и др.

При Г. р. проводят леч. мероприятия по борьбе с сердечной недостаточностью (см. Сердце, Сердечно-сосудистая недостаточность) и с основным заболеванием.

Библиогр.: Губергриц М. М. Избранные труды, с. 163, Киев, 1959; Ланг Г. Ф. Исследование органов кровообращения, в кн.: Основы клин, диагностики, под ред. А. М. Левина и Д. Д. Плетнева, с. 191, М.—Л., 1923; Михнев А. Л. Следзевская И. К. и Яновский Г. В. Клиническая фонокардиография, Киев, 1970; Нестеров В. С. Клиника болезней сердца и сосудов, Киев, 1971; Образцов В. П. Избранные труды, с. 63 и др., Киев, 1950; Потэн К. Клинические лекции, пер. с франц., Спб., 1897; Стражеско Н. Д. Избранные труды, т. 1, с. И и др., Киев, 1955; Фогельсон Л. И. Болезни сердца и сосудов, с. 763, М., 1951; Холльдак К. и Вольф Д. Атлас и руководство п© фонокардиографии и смежным механокардиографическим методам исследования, пер. с нем., с. 71 и др., М., 1964.

Трёхчленные ритмы (ритм галопа, ритм перепела). Этиология, патогенетическое обоснование, клиника, фонокардиограмма

Анализ трёхчленных (трёхтактных) сердечных ритмов. Ритм галопа и перепела (этиология, патогенетическое обоснование, клиника, фонокардиограмма). Диастолический галоп, сочетающийся с тахикардией. Систолический галоп (ранний и поздний систолический щелчок).

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.07.2014
Размер файла 52,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Тюменская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Этиология, патогенетическое обоснование,

д.м.н., профессор кафедры

Трехчленные (трехтактные) ритмы

Ритмы, при которых выслушиваются, кроме основных I и II тонов, дополнительные тоны (III или IV, тон открытия митрального клапана и др.), получили название трёхчленных, или трёхтактных.

Трехчленный ритм с нормальным третьим тоном нередко выслушивается у молодых здоровых людей, особенно после физической нагрузки в положении на левом боку. III тон имеет нормальную характеристику (тихий и низкий – глухой) и не должен вызывать подозрения на патологию. Часто третий тон выслушивается у пациентов со здоровым сердцем, имеющих анемию.

Ритм «Галоп»

Ритм налопа – определяемый аускультативно трехчленный (редко четырехчленный) сердечный ритм, напоминающий по акустическим признакам топот галопирующей лошади. В течение каждого сердечного цикла при Г. р. выслушивается дополнительный тон, воспринимаемый как самостоятельный, а не как компонент раздвоения первого или второго тонов сердца (Тоны сердца). В зависимости от фазы сердечного цикла, в которой слышен дополнительный тон, различают систолический и диастолический Г. р. (выделение систолического Г. р., связанного с появлением в начале систолы так называемого тона изгнания, признают не все клиницисты).

Диастолический галоп обычно сочетающийся с тахикардией (Тахикардия), является патологическим аускультативным феноменом, указывающим на недостаточность миокарда. Он лучше всего слышен при непосредственной аускультации сердца, т.е. ухом, приложенным к груди больного. При аускультации стетофонендоскопом предпочтительно использовать стетоскопическую головку прибора, так как дополнительный тон имеет низкую частоту. В ряде случаев легче обнаружить Г. р. в положении больного на левом боку. Дополнительный тон обычно глухой, иногда едва различимый и при тщательной непосредственой аускультации может быть воспринят не столько как акустический, сколько как осязательный феномен. Наиболее часто Г. р. выслушивается в области верхушки сердца, в пятой точке или у мечевидного отростка.

В зависимости от появления дополнительного тона в начале, середине или конце диастолы выделяют прото-, мезодиастолический и пресистолический Г. р. Протодиастолический Г. р. называют иногда желудочковым, а пресистолический – предсердным, что не совсем удачно, так как патологии желудочков принадлежит важная роль в формировании всех разновидностей диастолического Г. р.

1)При протодиастолическом Г. р. дополнительный тон возникает вследствие значительного снижения тонуса миокарда, из-за чего быстрое растяжение стенок желудочков при наполнении в протодиастоле сопровождается появлением звука. Этот дополнительный тон принято рассматривать как усиленный физиологический третий тон, часто выслушиваемый у детей и подростков.

На ФКГ третий тон считается патологическим, если он регистрируется у лиц старше 40 лет, имеет амплитуду более 2 /3 амплитуды первого тона и частоту выше 30 Гц. Продолжительность его 0,04-0,1 с, а интервал, отделяющий от второго тона, 0,12-0,18 с. На фонокардиограмме он наблюдается только в полосе более низких частот (35-140 герц). Этот низкий глухой третий тон при протодиастолическом галопе можно отличить уже с помощью стетоскопа от резкого, более высокого тона при раскрытии клапанов митрального отверстия (звук, издаваемый парусом, когда он бьется против ветра, Holldack), фиксируемого на фонокардиограмме в полосе до 250 герц, и имеет, естественно, совершенно иное дифференциально-диагностическое значение. Труднее дифференцировать его от физиологического третьего тона у молодых лиц, звук которого также имеет глухой оттенок и на фонокардиограмме представлен в полосе низких частот.

2) Пресистолический Г. р. также связан с понижением тонуса миокарда и вибрацией стенок желудочков под влиянием их активного наполнения в период систолы предсердий. В связи с этим в формировании пресистолического Г. р. имеют значение и звуковые колебания, возникающие при сокращении предсердий, т.е. физиологический четвертый тон сердца. Участие предсердного компонента увеличивается при гипертрофии предсердий и ухудшении атриовентрикулярной проводимости. На ФКГ четвертый тон расценивается как патологический, если имеется хотя бы один из следующих признаков: пожилой возраст больного, сохранение тона при вертикальном положении тела, частота выше 70 Гц. Предсердные тоны представлены на фонокардиограмме всего лучше в полосе низких частот. Пресистолический ритм галопа находят, кроме того, при сильно замедленном времени проведения, так как тогда предсердный тон не теряется в первом тоне. Эта форма чаще всего наблюдается при гипертонической болезни и инфаркте миокарда.

3)В некоторых случаях патологически усиленный третий тон сердца сливается на фоне тахикардии с четвертым тоном – так называемый суммационный ритм галопа. Подобный Г. р. ряд авторов называет мезодиастолическим.

Диастолический Г. р. наиболее часто выявляется при инфаркте миокарда, аневризме сердца, диффузных миокардитах, при острой сердечной недостаточности у больных нефритом, гипертонической болезнью, а также при декомпенсированных приобретенных и врожденных пороках сердца.

Рис.1. Громкий IV тон у больной с гипертрофической кардиомиопатией. Верхняя кривая ФКГ, на низкочастотном канале (средняя кривая) колебания IV и I тонов практически сливаются, на средних частотах четко разделены. При аускультации выслушивался пресистолический ритм галопа, IV тон определялся пальпаторно.

трёхчленный галоп перепел систолический

Выслушивается при появлении после I тона дополнительного тона. Он может быть обусловлен

а) ударом струи крови о стенку аорты в самом начале периода изгнания (аортальный стеноз, гипертоническая болезнь, атеросклероз) – это ранний систолический щелчок;

б) пролапсом створки митрального клапана в полость предсердия (поздний систолический щелчок, он появляется в середине или в конце фазы изгнания).

Необходимо отличать Г. р. от раздвоения первого и второго тонов трехчленного ритма в связи с тоном открытия клапана при митральном и трикуспидальном стенозах. В затруднительных случаях используют фонокардиографию (Фонокардиография).

Появление Г. р. имеет серьезное прогностическое значение, особенно при острых заболеваниях (острый нефрит, инфаркт миокарда, миокардит); оно требует повышенного внимания к лечению сердечной недостаточности. С выздоровлением Г. р. исчезает.

Ритм перепела – это аускультативный феномен, наблюдаемый у больных с митральным стенозом, то есть у тех, у кого в сердце сужено отверстие между левым предсердием и левым желудочком.

В норме у нормостеников при аускультации области сердца выслушиваются два тона: тон I и тон II. Ритм перепела состоит из трёх тонов. Какие это тоны? Первый тон ритма перепела – это усиленный обычный тон I. Второй тон ритма перепела – это обычный тон II, акцентированный во втором межреберье левее грудины. Третий тон – это ТОМК, т.е. тон открытия митрального клапана.

Тон I усилен потому, что при митральном стенозе в диастолу левый желудочек недостаточно наполняется кровью, следовательно, в систолу он будет сокращаться полупустым, а раз так, значит, кардиомиоциты смогут сократиться на больший процент своей длины, напряжение мышечных волокон при их сокращении будет сильнее. Т.е. всё идёт к тому, что усиление мышечного компонента тона I, приводит к усилению громкости самого тона.

Тон II акцентирован во втором межреберье левее грудины потому, что сюда проводятся звуки, создаваемые при смыкании трёх полулунных заслонок клапана лёгочного отверстия, а при митральном стенозе они смыкаются интенсивнее. Почему? Всё дело в том, что при митральном стенозе нарушается отток крови из малого круга кровообращения, поэтому создаётся состояниелёгочной гипертензии. В протодиастолический период будет создаваться больший, чем в норме перепад давлений между правым желудочком и легочным стволом, кровь, устремляясь обратно в правый желудочек, с большей силой закрывает заслонки лёгочного клапана.

ТОМК формируется за счёт того, что створки митрального клапана открываются позже, чем в норме. На этом фоне удлиняетсяфаза изоволюметрического расслабления желудочков, напомним, что в ходе неё в норме происходит уменьшение давления в желудочках, значит, при её удлинении давление в левом желудочке упадет ниже нормы. При открытии митрального клапана кровь, за счёт колоссальной разности давлений будет поступать и из ЛП в ЛЖ очень быстро и, ударяясь о стенку левого желудочка, формировать тон I.

1) 1. Малая медицинская энциклопедия. – М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг.

2) Первая медицинская помощь. – М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г.

3) 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. – М.: Советская энциклопедия. – 1982-1984 гг.

4) Михнев А.Л., Следзевская И.К. и Яновский Г.В. Клиническая фонокардиография. Киев, 1970

5) Соловьев В.В. и Кассирский Г.И. Атлас клинической фонокардиографии, М., 1983

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Определение и характеристика сущности систолического и диастолического тона. Ознакомление с главными причинами усиления обоих тонов в норме. Исследование звуковых явлений, возникающих во время работы сердца, которые можно выявить при аускультации.

презентация [279,7 K], добавлен 23.07.2017

Аускультация аортального и митрального клапанов. Синхронизация звуковых явлений с фазами систолы и диастолы. Изменения тонов сердца. Патологический тон или пресистолический ритм галопа. Причины систолического галопа. Тон открытия митрального клапана.

презентация [146,2 K], добавлен 09.12.2014

Выслушивание и оценка звуковых явлений, возникающих при работе сердца. Правила аускультации сердца, звуковое проявление механической деятельности клапанов. Систолический и диастолический тоны сердца, их отличительные признаки и патологические изменения.

презентация [161,5 K], добавлен 04.12.2014

Нормальный синусовый ритм на графике. Этиология, патогенез и классификация аритмий – самого частого осложнения инфаркта миокарда. Дополнительные методы исследования, лечение аритмии. ЭКГ при полной блокаде правой ножки пучка Гиса. Предсердная стимуляция.

презентация [8,7 M], добавлен 18.02.2016

Интенсивная терапия нарушений сердечного ритма: пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия, полная АВ блокада с синдромом Морганьи-Эдамса-Стокса. Этиология и классификация гипертонического криза. Клиника, диагностика и лечение тромбоэмболии.

реферат [34,6 K], добавлен 29.12.2011

Изучение медленных выскакивающих комплексов и ритмов: предсердных, атриовентрикулярного соединения и желудочковых. Рассмотрение миграции суправентрикулярного водителя ритма. Ознакомление с ускоренными эктопическими ритмами (непароксизмальные тахикардии).

презентация [781,3 K], добавлен 23.04.2014

Понятие циркадианного (околосуточного) ритма. Роль фактора времени в осуществлении биологических явлений и в поведении живых систем. Медицинские аспекты биоритмов и их нарушений. Классификация ритмов по Ю. Ашоффу. Ультрадианные и инфрадианные ритмы.

презентация [2,4 M], добавлен 10.10.2016

Нарушения ритма сердечных сокращений. Классификация и этиология аритмий. Электрофизиологические основы нарушения сердечного ритма. Применение антиаритмических препаратов как способ лечения аритмий. Фармакотерапия нарушений ритма сердца у беременных.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 13.10.2015

Идея учения о биоритмах – периодически повторяющихся изменениях характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Классификация биоритмов человека по их характеристикам, биологической системе, роду процесса и функции, которую выполняет ритм.

презентация [1,3 M], добавлен 11.03.2015

Порядок проведення аускультації серцево-судинної системи. Походження тонів серця, зміна їх сили і роздвоєння; ритм “перепілки”, “галопу”, маятникоподібний ритм, ембріокардія. Механізм утворення систолічного і діастолічного тону, диференційна діагностика.

презентация [2,3 M], добавлен 11.04.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector