Ixzi.ru

Резидуальная энцефалопатия у детей что это такое

Резидуальная энцефалопатия у детей — что это такое?

Энцефалопатия — собирательное понятие, включающее разнообразные патологии центральной нервной системы и головного мозга.

Под резидуальной энцефалопатией у детей подразумевают остаточные явления органического поражения мозга в перинатальном периоде, проявляющиеся через разные промежутки времени.

Симптоматика резидуальной энцефалопатии (РЭ) в детском возрасте может варьировать от легких нарушений (гипервозбудимости, изменения внутричерепного давления и когнитивных расстройств) до серьезных заболеваний (олигофрении, эпилепсии, гидроцефалии, миелопатии и детских церебральных параличей).

Узнать, что такое «Резидуальная энцефалопатия у детей» невозможно ни в одном зарубежном медицинском учебнике. Поэтому современные специалисты рекомендуют заменять понятие «Резидуальная энцефалопатия» конкретной формой текущего или перенесенного заболевания нервной системы, вызвавшего те или иные симптомы неврологического дефицита.

Резидуальная энцефалопатия: что это такое?

В основном, признаки РЭ у детей возникают после интранатальных (родовых) травм, кефалогематом, метаболических нарушений, внутриутробных инфекций различной этиологии или кислородного голодания плода и новорожденного.

Если мозг здорового ребенка усваивает свыше 50% поступающего в кровь кислорода, то при любой патологии до и во время родов его количество резко снижается, приводя к отеку и некрозу мозговой ткани.

Отдаленные симптомы гипоксического поражения мозга могут проявиться спустя много времени в форме вегетативно-висцеральных дисфункций, внутримозговой гипертензии, гидроцефального синдрома или эпилепсии.

Развитию РЭ у детей способствует ряд факторов как со стороны матери, так и со стороны ребенка. К первым из них относятся:

  • возраст беременной (более 35 лет и менее 20 лет);
  • курение и употребление алкоголя во время вынашивания ребенка;
  • ранние и поздние токсикозы;
  • преждевременные роды;
  • хронические заболевания матери (диабет, гипертония, пороки сердца);
  • любая патология в родах;
  • употребление будущей матерью психоактивных препаратов.

Со стороны ребенка важное значения для возникновения признаков РЭ придается генетическим факторам. Они обуславливают устойчивость нервной системы новорожденного к повреждению, а также ее способность к восстановлению. Поэтому у части детей, перенесших гипоксию в родах, РЭ не развивается, а у других ее проявления возможны даже на фоне нормального внутриутробного развития и физиологических родов.

Основными синдромами РЭ детского возраста являются:

  • церебрастенический;
  • гидроцефальный;
  • судорожный;
  • двигательных расстройств;
  • психических нарушений;
  • замедления моторных и речевых функций.

Такое заболевание как гипоксически ишемическая энцефалопатия встречается чаще всего у новорожденных детей. Важно как можно быстрее предпринять меры, чтобы предотвратить отмирание клеток головного мозга.

Симптомы и лечение печеночной энцефалопатии подробно описаны тут.

Недостаточность кровообращения в мозге у пожилых людей приводит к развитию энцефалопатии. По ссылке http://neuro-logia.ru/zabolevaniya/golova/encefalopatiya/golovnogo-mozga-u-pozhilyx-lechenie.html рассмотрены методы лечения данного заболевания: хирургические и нехирургические методики.

Симптомы у детей

Раннее выявление симптомов РЭ является залогом успешности лечебных мероприятий и благоприятного прогноза заболевания. Вместе с тем, далеко не всегда удается диагностировать ее в периоде новорожденности, чему мешают кратковременность и скудность симптоматики в этом периоде.

В большинстве наблюдений, развернутая клиническая картина рецидивов РЭ появляется много лет позже. В этих случаях больной, перенесший РЭ детского возраста, может десятками лет игнорировать у себя малые признаки неврологической дисфункции, однако в конечном итоге они обязательно дают о себе знать.

Провоцирующих факторов для их появления может и не быть, но чаще рецидивы РЭ возникают после черепно-мозговых травм, перенесенной инфекции или воспалительного процесса, а также на фоне гипертонического криза.

К основным симптомам РЭ можно отнести:

  • головную боль;
  • двигательные нарушения;
  • рвоту;
  • когнитивные дисфункции (ослабление памяти, внимания);
  • судорожный синдром;
  • психо-эмоциональную неустойчивость;
  • хроническую гидроцефалию;
  • эпилепсию;
  • задержку психофизического развития.

Важно

Вероятность развития РЭ значительно снижается, если вовремя обратить внимание на некоторые симптомы перинатальной энцефалопатии. Родителей должна насторожить слишком бурная реакция младенца на громкие звуки либо появление незнакомых людей.

Слишком слабый крик, изменение сердцебиения, беспокойный сон, дрожание подбородка, вялый сосательный рефлекс или напряжение разгибательных мышц также являются распространенными признаками поражения нервной системы с возможным развитием РЭ и требуют срочной медицинской помощи.

Время появления первых признаков РЭ у детей может варьировать в зависимости от степени тяжести первоначального поражения головного мозга, индивидуальных особенностей организма ребенка, а также ведущего клинического синдрома.

В отличие от типичного комплекса проявлений РЭ у взрослых пациентов, симптоматика в детском возрасте отличается большим размахом степени и характера проявлений, обусловленных анатомо-физиологическими особенностями каждого возраста.

Для детей до года типичными симптомами РЭ считаются:

  • беспричинное беспокойство;
  • трудности при засыпании;
  • чрезмерная плаксивость;
  • пронзительный крик;
  • капризное поведение;
  • усиление спонтанной двигательной активности;
  • запрокидывание головки;
  • набухание родничка;
  • частые срыгивания;
  • задержки дыхания;
  • судорожное напряжение мышц.

Детям дошкольного возраста, имеющим последствия поражения ЦНС в перинатальном периоде, свойственно отставание от сверстников в развитии двигательных и речевых навыков, а также мелкой моторики. У них часто встречаются:

  • нарушения сна;
  • склонность к обморокам;
  • головные боли;
  • нарушения мышечного тонуса;
  • асимметрия сухожильных рефлексов;
  • быстрое истощение психических и физических импульсов;
  • эмоциональная лабильность;
  • расторможенность или, наоборот, замкнутость;
  • трудности с запоминанием.

У школьников резидуальные расстройства проявляются, в первую очередь, в снижении успеваемости, астении, ограничении круга интересов и слабой инициативе. Для этого возраста типичны следующие проявления РЭ:

  • раздражительность;
  • замедление мыслительных процессов;
  • неадекватные поведенческие реакции (агрессивность, апатия);
  • ипохондрия и депрессия;
  • головокружения на фоне головных болей.

У некоторых школьников головные боли усиливаются во время занятий или после уроков физкультуры, и исчезают во время каникул и выходных дней. У других головные боли носят упорный характер и часто сопровождаются рвотой.

Диагностика

Признаки РЭ обычно выявляются педиатром или детским неврологом во время осмотра и объективного обследования маленького пациента.

Большую роль в установлении диагноза играют анамнестические данные о течении беременности и родов, а также оценка состояния новорожденного сразу после рождения.

Идентифицировать этиологический фактор, а также уточнить характер неврологического дефекта и оценить степень тяжести РЭ помогают специальные лабораторные исследования:

  • определение электролитного и газового состава крови;
  • измерение уровня глюкозы в биологических жидкостях;
  • выявление аутоантител к собственным тканям.

В отдельных случаях показана люмбальная пункция с изучением состава цереброспинальной жидкости.

Основными инструментальными методами диагностики РЭ являются:

  • ультразвуковое исследование мозговых структур;
  • нейросонография;
  • компьютерная томография;
  • магнитно-резонансная томография;
  • электроэнцефалография.

УЗИ головного мозга у ребенка

Уточнить состояние и степень нарушения кровообращения мозговой ткани помогает дуплексное сканирование сосудов шеи и головы. Кроме того, в комплекс обследования могут входить рентгенография шейного сегмента позвоночника, электромиография и реоэнцефалография. В обязательный перечень консультаций ребенка с предполагаемой РЭ входят:

  • посещение психолога;
  • осмотр окулиста;
  • консультация логопеда.

Лечение резидуальной энцефалопатии у ребенка

В терапии последствий гипоксической энцефалопатии используют препараты для улучшения мозгового кровообращения — пирацетам, винпоцетин, пиридитол, кортексин, актовегин.

Улучшения метаболический процессов в нервной ткани добиваются с помощью церебролизина, глутаминовой кислоты, метионина.

Для стимуляции проводимости нервных импульсов обязательны курсы витаминотерапии — А, Е и группы В.

В случае преобладания в клинике РЭ судорожного синдрома к лечению добавляют фенобарбитал и диазепам. Дети с развившейся гидроцефалией нуждаются в постоянном наблюдении нейрохирурга. При задержке речевого развития, дислалии (искажении звуков) и дизартрии (нарушениях произношения) показаны длительные курсы логопедической коррекции.

Комплексная терапия РЭ детского возраста также включает:

  • мануальные методики;
  • лечебную физкультуру;
  • физиопроцедуры;
  • лечебный массаж;
  • рефлексотерапию;
  • остеопатию;
  • гомеопатию;
  • фитотерапию.

При правильном подборе и достаточной продолжительности лекарственных сборов курсы фитолечения способны эффективно устранять проявления РЭ, минимизируя их негативное влияние на детский организм.

Читать еще:  Расположение сердца в грудной клетке у человека

Используют фиточаи на основе подорожника, зверобоя, одуванчика, спорыша, донника, корневищ аира, чабреца, лесной мяты, клевера, мелиссы, горчака почечуйного и брусники. Хороший терапевтический эффект отмечен при ароматерапии эфирными маслами — герани, имбиря, мелиссы, ромашки, розмарина, лаванды.

При энцефалопатиях возникает поражение мелких артерий. Дисциркуляторная энцефалопатия головного мозга является прогрессирующим заболеванием и требует лечения.

Еще больше информации о резидуальной энцефалопатии читайте на этой странице.

В последние годы появились данные о положительном влиянии на течение и исходы детской РЭ терапии стволовыми клетками. Дифференцированный подход и комплексный принцип назначения лечебных мероприятий с широким использованием новейших методик обеспечивают положительные результаты даже при выраженных проявлениях РЭ.

Видео на тему

Что такое и как лечить резидуальную энцефалопатию у детей

Под термином резидуальная энцефалопатия врачи подразумевают целую группу заболеваний, имеющих невоспалительную природу.

Перинатальная энцефалопатия у детей может быть, как врожденной, так и приобретенной вследствие стрессов, травм, инфекционных или вирусных заболеваний, недостаточности сосудов, интоксикации организма ребенка. В процессе развития болезни происходит повреждение головного мозга, нарушение кровообращения, питания его клеток, нарушение их функций и постепенное отмирание.

Чем опасна болезнь

Следствием этой патологии является нарушение и задержка психического развития. В запущенных случаях можно встретить такие последствия перинатальной энцефалопатии как детский церебральный паралич, эпилепсия, олигофрения и другие отклонения в функционировании ЦНС.

На современном этапе развития медицины в большинстве случаев это заболевание удается вылечить абсолютно без последствий либо значительно облегчить состояние ребенка.

Врачи утверждают, что в последние годы случаи возникновения энцефалопатии значительно участились, поэтому каждому родителю будет полезно запомнить симптомы и узнать побольше об этом коварном заболевании.

Давайте же разберемся: резидуальная энцефалопатия у детей – что это такое и как с этим справиться?

Разновидности энцефалопатии

Под детской энцефалопатией подразумевают целую группу патологий головного мозга. Их классифицируют по признаку причины развития болезни. Наиболее часто встречаются перинатальная и резидуальная разновидности заболевания.

Перинатальная или врожденная энцефалопатия начинает развиваться в третьем триместре беременности или в первую неделю после рождения малыша. Часто бывает обусловлена наследственным фактором.

Резидуальная (от лат. «остаточный») энцефалопатия является одной из разновидностей врожденной. Такой путь течения болезни особенно опасен тем, что в этом случае характерные признаки заболевания проявляются гораздо позже, и у медиков меньше шансов вовремя распознать отклонения. Часто при резидуальной энцефалопатии болезнь проявляется спустя годы после воздействия травмирующего фактора.

К врожденным разновидностям энцефалопатии относятся также:

  • гипоксически-эшемическая (связанная с образованием тромбов в сосудах головного мозга);
  • билирубиновая (появляющаяся на основе интоксикации в связи с нарушенным оттоком желчи);
  • транзиторная (развивающаяся в связи с нарушением кровообращения в головном мозгу);
  • неуточненная энцефалопатия, при которой причины заболевания так и остаются невыясненными.

К разновидностям приобретенной энцефалопатии относят посттравматическую, сосудистую, метаболическую, токсическую и дисциркуляторную энцефалопатию.

Специалисты разделяют три степени тяжести заболевания. При первой степени болезнь можно выявить только при тщательных исследованиях, внешних симптомов нет. При второй степени тяжести заметна слабо выраженная симптоматика. При третьей степени неврологические расстройства уже явно видны.

Почему развивается детская энцефалопатия

Причины возникновения заболевания многообразны. Среди наиболее распространенных причин перинатальной энцефалопатии называют:

  • Раннюю беременность.
  • Родовые травмы.
  • Осложнения во время беременности (патологии плаценты, токсикоз, дистресс плода, многоводие, маловодие, недоношенная либо переношенная беременность).
  • Осложнения во время родов (слабая родовая деятельность либо стремительные роды).
  • Острые или хронические заболевания матери.
  • Неблагоприятную экологическую ситуацию.
  • Неправильное питание.
  • Предыдущие аборты или выкидыши.
  • Пагубные привычки матери.
  • Воздействие излучения.
  • Интоксикацию матери во время беременности.

Нередко причину развития энцефалопатии у детей до года так и не удается установить.

Как не пропустить тревожные сигналы

Лечение энцефалопатии у детей – это сложный и длительный процесс. Но при условии ранней постановки правильного диагноза с болезнью можно справиться намного быстрей.

Клиническая картина этого заболевания зависит от того, какая часть мозга и насколько пострадала, каков был повреждающий фактор и его длительность. Не обязательно наличие всех симптомов сразу, но некоторые из них непременно будут проявляться в том или ином сочетании.

Возможны и такие случаи, в которых будет проявляться только один, но очень ярко выраженный признак. Также симптомы могут периодически исчезать, а затем появляться снова. Так что не спешите ставить своему малышу диагноз, если заметили один-два перечисленных ниже симптома. Лучше доверьте это опытному педиатру.

Наиболее типичными считаются следующие проявления:

  • Слабый крик после рождения.
  • Отсутствие сосательного рефлекса.
  • Отставание в развитии.
  • Вялость либо гипертонус мышц.
  • Частое срыгивание после еды.
  • Беспокойное поведение ребенка, проблемы со сном.
  • Косоглазие.
  • Аритмия.
  • Запрокидывание головы.
  • Неадекватная реакция на звуковые и световые раздражители.
  • Судороги.

В более старшем возрасте дети, пострадавшие от энцефалопатии, могут жаловаться на головные боли, являющиеся причиной плохого аппетита, беспокойного поведения, проблем со сном. Иногда такие дети «путают день с ночью»: страдают от бессонницы ночью, а спят днем.

Страдает у этих детей и когнитивная способность, ухудшается память (они с трудом запоминают предметы и слова). Нередко впоследствии ребенок может страдать от различного рода страхов.

Распространенными последствиями также являются вегетососудистая дистония, нарушения зрения, быстрая утомляемость, частые смены настроения, поражения кожи (стрептодермия, экзема).

Детям, перенесшим энцефалопатию, часто сложно адаптироваться в коллективе. Многие из них страдают слабоумием. Нередко наблюдается гиперактивность. Ребенку, пострадавшему от энцефалопатии, может понадобиться применение методов педагогической коррекции или работа с психологом для облегчения адаптации в коллективе, стабилизации психологического состояния.

Гидроцефалия (увеличение головного мозга в результате задержки оттока крови и лимфы) тоже может быть спровоцирована энцефалопатией головного мозга у детей.

Нередко на фоне перенесенной в младенчестве энцефалопатии возникает депрессия, суицидальные наклонности.

Диагностика энцефалопатии

Учитывая возможность обширного ряда тяжелых осложнений, с лечением затягивать не следует. Самолечение или использование народных средств при данной патологии – абсолютно непозволительно.

При первых настораживающих симптомах стоит проконсультироваться с врачом для того, чтобы поставить диагноз как можно раньше и увеличить шансы на полное выздоровление.

На первичном осмотре врач должен проверить рефлексы и двигательную активность малыша, выслушать жалобы. Если осмотр вызовет у доктора подозрение, он непременно назначит вам ряд анализов. Среди них:

  • Электроэнцефалограмма (проводится для исследования функциональной активности мозга).
  • Компьютерная томография (для выявления структурных нарушений в мозге).
  • Допплерография (для исследования работы сосудов).
  • УЗИ головного мозга.
  • Общий анализ крови.
  • Общий анализ мочи.
  • Анализ спинномозговой жидкости.
  • Оксигемометрия (анализ на уровень кислорода в крови).
  • Рентген шейного отдела позвоночника.
  • Нейросонография.

Наиболее часто используемыми и эффективными методами диагностики данного заболевания врачи называют электроэнцефалограмму и нейросонографию.

Кроме того, может понадобиться дополнительная консультация с окулистом, психологом, логопедом и некоторыми другими специалистами.

Терапевтические меры

Терапию педиатр подбирает индивидуально в каждом отдельном случае в зависимости от запущенности заболевания, травмирующего фактора, возраста ребенка и других особенностей. В особо тяжелых случаях ребенка направляют в стационар.

Чаще всего лечение состоит из массажа и ЛФК, инфузионной терапии (применение препаратов кальция, магния, аскорбиновой кислоты, раствора глюкозы) и некоторых других медикаментов при необходимости. Так Феноарбитал и Диазепам помогут избежать судорог. Баклофен назначают для снятия гипертонуса мышц. Улучшить обмен веществ в клетках головного мозга поможет прием витаминов группы В.

Дополнительно может применяться и фитотерапия – ребенку назначаются травяные сборы мелиссы, подорожника, одуванчика, мяты и других лекарственных растений. Не следует также забывать о прогулках на свежем воздухе и полноценном сбалансированном питании.

Читать еще:  Кардиотренировка — что это и зачем

Многие специалисты утверждают, что иглоукалывание и мануальная терапия также являются высокоэффективными методами при данной патологии.

Кроме того, детям с подобным диагнозом обязательно назначается диета, подразумевающая минимальное употребление соли, продуктов с высоким содержанием холестерина, исключение из рациона шоколада. При этом рекомендуется обогатить питание ребенка аскорбиновой кислотой, витаминами, продуктами с высоким содержанием йода.

Чаще всего после прохождения своевременно назначенного курса лечения у детей наступает полное выздоровление. Но не всегда удается обойтись без последствий – чем больше количество поврежденных клеток, тем выше вероятность неблагоприятного исхода.

Даже когда лечение уже пройдено, ребенку необходима реабилитация. Детям, перенесшим энцефалопатию, показаны:

  • лечебная гимнастика;
  • массаж;
  • занятия плаваньем;
  • фитотерапия;
  • периодические курсы ноотропных препаратов;
  • наблюдение врача;
  • периодический отдых в специализированных санаториях.

При постановке диагноза «энцефалопатия» родителям следует настроиться на довольно длительное лечение. В зависимости от степени развития заболевания терапия может занять от двух до трех лет.

Профилактика заболевания

Говорить о профилактике врожденной энцефалопатии сложно, ведь многие факторы развития заболевания не зависят напрямую от поведения матери (к примеру, родовые травмы становятся причиной возникновения перинатальной энцефалопатии в 10% случаев). Но можно назвать несколько общих правил.

  • отказ от вредных привычек;
  • правильное питание во время беременности;
  • легкая физическая активность;
  • регулярное посещение женской консультации;
  • избегание воздействия различных пагубных внешних факторов и стресса.

Также беременной следует особенно внимательно следить за своим здоровьем – вирусные или инфекционные заболевания в этот период могут стать причиной развития патологии или некоторых других осложнений.

Главное, что необходимо запомнить родителям: энцефалопатия – не приговор. Будьте внимательны к своему ребенку, окружите его заботой, верьте в непременное выздоровление и соблюдайте все рекомендации лечащего врача.

Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»

Елена Савосина
Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»

Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП) головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.

При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии “релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.

Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.

Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.

В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.

В течение 40-минутного урока он может “отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, “дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.

Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:

1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.

2. Исключительно эффективными оказываются как общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный “образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать “учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.

5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

6. Если учитель видит, что ребенок “выключился”, сидит с отсутвующим взглядом,то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

Читать еще:  Мед и корица от холестерина: рецепты, противопоказания

7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.

8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.

Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что, даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. “информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.

Психолого – педагогическое сопровождение детей с РЭП показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная “цикличность” интеллектуальной деятельности, реже происходят “отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда “мысли начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей «Гимнастика мозга — ключ к развитию уникальности ребенка» «Гимнастика мозга – ключ к развитию уникальности ребенка» «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей младшего возраста».

Беседа «Развитие мозга и его особенности» Добрый день, сегодня хотела бы поделиться с Вами интересной беседой, на тему “Развитие мозга и его особенности”. Как известно, в начале.

Гимнастика для мозга Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга» наряду с пробуждением организма предназначен для стимуляции когнитивных функций. Смысл гимнастики.

Конспект НОД «Изготовление русского головного убора «Кокошник» Цели и задачи: -Знакомство детей с русским женским головным убором – кокошник; -Обучение изготовлению русского головного убора; -Учить.

Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом Деннисоном. Сегодня этот метод успешно используется в школах, детских садах,.

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР «День рождения Маркуса» Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР. Тема: «День рождения Маркуса».

Консультация для родителей «Гимнастика мозга — путь к развитию способностей ребёнка» Консультация для родителей «ГИМНАСТИКА МОЗГА – КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА» ОПРЕДЕЛЕНИЕ Гимнастика для мозга в педагогике.

Консультация для родителей «Витамины для мозга» Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии заставляет все чаще задумываться о методах и способах.

Что такое резидуальная энцефалопатия у детей?

Резидуальная энцефалопатия (РЭ) – что это такое?

РЭ – заболевание, характеризующееся патологическими изменениями в головном мозге. Данное состояние обусловлено гибелью мозговых нейронов, которая влечет за собой утрату некоторых функций головного мозга. Термином «резидуальная» пользуются, имея в виду проявление остаточных явлений перинатальной и неонатальной энцефалопатии. Если при рождении ребенка либо во время беременности имели место факторы, повреждающие головной мозг ребенка, у него с большой вероятностью разовьется перинатальная энцефалопатия (ПЭ).

В первые недели жизни ПЭ интенсивно лечится, но при неполном восстановлении состояния ребенка через достаточно большой промежуток времени возможно развитие резидуальной (буквально – «остаточной») энцефалопатии. Заболевание могут спровоцировать следующие факторы:

  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • травмы черепа, сотрясения и ушибы мозга;
  • воспалительные заболевания головного мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, арахноидит);
  • наличие сахарного диабета;
  • острые и преходящие нарушения мозгового кровообращения;
  • кризовое течение вегето-сосудистой дистонии;
  • эссенциальная (начальная) гипертония;
  • воздействие радиации, токсических веществ (в том числе алкоголя, наркотиков, психотропных препаратов) на организм.

Резидуальная энцефалопатия у детей: симптомы

Клинические признаки РЭ могут быть различными в зависимости от расположения патологических очагов в головном мозге. Наиболее характерные клинические проявления резидуальной энцефалопатии у детей:

  • гиперактивность;
  • легкая возбудимость, при которой ребенок долго не может успокоиться;
  • эмоциональная неустойчивость (лабильность) – частые приступы плача, истерики без особых причин;
  • повышение утомляемости, приступы общей слабости, вялости;
  • нарушения внимания и памяти;
  • плохо корректирующиеся лекарственными препаратами частые головокружения и сильные головные боли;
  • нарушения сна (сонливость в дневное время суток и бессонница – в ночное);
  • предобморочные состояния и обмороки.

При тяжелом течении болезни наблюдается утрата сосательного рефлекса, нарушения нервно-мышечной проводимости (парезы, параличи), возможно развитие судорожного синдрома, нарушения речи, снижение интеллектуальных навыков и способностей.

Диагностика РЭ у детей

Часто врачам бывает трудно поставить диагноз резидуальной энцефалопатии у ребенка из-за большого временного промежутка между действием повреждающего фактора на мозг и началом первых проявлений болезни. Важную роль играет тщательный анамнез (история) беременности, родов и течения послеродового периода. Необходим тщательный осмотр ребенка врачом-неврологом. Для выявления локализации очага поражения в головном мозге применяются функциональные методы диагностики:

  • электроэнцефалография;
  • магнитно-резонансная ядерная томография;
  • многослойная и спиральная компьютерная томография;
  • реовазография головы и шеи;
  • краниография (рентгенография черепа).

Лечение

Методы лечения для каждого ребенка врач подбирает индивидуально. Назначение терапевтических мероприятий обусловлено причинами, вызвавшими РЭ, локализацией поражения в головном мозге, тяжестью состояния ребенка и клиническими проявлениями заболевания. Частым выбором является терапия лекарственными препаратами различных групп. Назначаются медикаменты:

  • улучшающие микроциркуляцию крови в головном мозге (Стугерон, Винпоцетин);
  • противосудорожные (антиэпилептические) препараты (Карбамазепин, Депакин);
  • нестероидные (негормональные) противовоспалительные (Метамизол, Ибупрофен);
  • стероидные (гормональные) противовоспалительные (Дексаметазон, Преднизолон);
  • мультивитаминные комплексы (Витрум беби, Кидс формула);
  • седативные (Негрустин, Глицин);
  • ноотропы (Кортексин для детей, Тенотен детский).

Большое значение имеет лечение с помощью физиотерапевтических процедур. Массаж и лечебная гимнастика способствуют повышению тонуса мышц, усиливают кровоток. ЛФК помогает восстановить расстройства координации движений и моторной (двигательной) функции скелетных мышц. Групповые и индивидуальные занятия организовывают детей, благоприятствуют коррекции поведения.

Как вести себя дома с ребенком, страдающим резидуальной энцефалопатией?

Родителям следует организовать режим дня для ребенка, обеспечить качественное питание, полноценный отдых, ежедневные прогулки. С детьми следует разговаривать, играть в интеллектуальные и активные игры по возрасту. Если ребенок отказывается от занятий, следует повторить просьбу мягко, но настойчиво. При категорическом несогласии давить на ребенка нельзя. Следует переключить его внимание на что-либо другое либо оставить в покое на время. Подростку необходимо объяснить пагубное влияние курения и токсических веществ на его нездоровый мозг.

Каков прогноз?

При своевременной постановке диагноза и правильном подходе к лечению прогноз заболевания РЭ благоприятный. Возможно полное восстановление всех функций либо стабилизация состояния. При позднем выявлении патологии или пренебрежении рекомендациями врача резидуальная энцефалопатия может привести к тяжелым осложнениям. Вероятно развитие эпилептической болезни, вегето-сосудистой дистонии с тяжелым кризовым течением, гидроэнцефального синдрома, церебрального паралича.

Чтобы избежать необратимых последствий РЭ, необходимо тщательно наблюдать за ребенком, особенно, если он перенес перинатальную энцефалопатию. При первых появлениях тревожных симптомов следует немедленно обращаться к врачу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector